Занесёт или нет – вот в чём вопрос. Он встаёт перед водителями каждую зиму, и мы ежегодно сверяемся с рекомендациями, что делать при заносе, подъёме в гору и пробуксовке на гололедице.
У каждого типа привода свои поклонники, мы же в этой статье беспристрастно рассмотрим их плюсы и минусы при повседневной эксплуатации на заснеженных зимних улицах.
Передний привод: за и против
Автомобили с передним приводом чаще всего встречаются на дорогах. Переднеприводная компоновка отличается малыми размерами и повышенным коэффициентом полезности двигателя. Себестоимость производства ниже, что приятно сказывается на рыночной цене.
Передний привод стабилен – передние колёса тянут за собой вес автомобиля. Такие модели эффективно разгоняются на скользких дорогах. Поэтому их трудно пустить в занос. Сцепление с дорогой на ходу у переднего привода также хорошее, ведь его ведущая ось достаточно нагружена.
Но у переднего привода есть пара нюансов. При начале движения автомобиль, согласно законам физики, немного приседает на заднюю ось. В итоге передние колёса оказываются разгружены и начинают проскальзывать. Зимой эта проблема более актуальна, ведь автомобиль может «шлифовать» дорогу и не ехать. Решить проблему можно плавной подачей газа, когда колёса не срываются в пробуксовку. Но динамика, естественно, будет потеряна.
Подъём в гору усугубляет проскальзывание колёс: в этом случае ещё больше нагрузки снимается с передней оси и автомобиль может вовсе не покорить крутой подъём. Если автомобиль ещё и буксирует прицеп, про подъёмы на скользкой поверхности можно забыть. Это один из самых значительных минусов переднего привода зимой.
Другая особенность переднеприводных автомобилей — управляемость. Из-за большей загруженности передней оси автомобиль медленнее реагирует на движения рулевого колеса. ШРУСы не позволяют вывернуть колёса так же, как это возможно в случае с задним приводом. Проблему создаёт и то, что во время заноса водителю нужно добавлять газ, а не сбрасывать его. Об этом забывают многие автолюбители при аварийных ситуациях.
Задний привод: за и против
Заднеприводные автомобили распространены меньше. В основном, это либо старые отечественные модели, либо премиальные, как BMW или Porsche. В такой компоновке задние колёса словно толкают автомобиль перед собой. И хотя производители премиальных автомобилей называют заднеприводную компоновку наиболее естественной, у неё есть ряд недостатков.
В этом случае передние колёса — естественный тормоз. На динамике автомобиля это сказывается несильно. Но недостатком становится склонность к заносу: заднюю часть сносит в сторону, автомобиль дестабилизируется.
Но тут есть преимущество: логика выхода из заноса интуитивно понятна – достаточно сбросить газ и выкрутить колёса в противоположное заносу направление. Кроме того, управляемость автомобиля с задним приводом лучше, ведь на передней оси нет дополнительных элементов.
Другой плюс заднего привода – повышенная нагрузка на заднюю ось. На таком автомобиле можно без труда заехать в гору и без пробуксовок стартовать на светофорах. Главное помнить, что во время поворота и смены траектории автомобиль заносит. Хотя для некоторых и это плюс, ведь на заднем приводе дрифтуют, контролируя занос.
Удивительно, но задний привод может быть безопаснее переднего. Руль чутко реагирует на действия водителя, поэтому можно вовремя ловить автомобиль и предотвращать аварийные ситуации. Но, конечно, переднеприводный автомобиль более стабильный.
Полный привод: за и против
Полный привод бывает разным. Например, на автомобилях УАЗ, BAIC BJ40 Plus, Jeep Wrangler и Tank 300 установлен подключаемый полный привод, называемый «part-time». С такой установкой автомобиль в стандартном режиме приводит в движение исключительно задняя ось. А передняя ось подключается отдельно. Постоянно ездить с включенным полным приводом не рекомендуется – управляемость автомобиля сильно снижается, а расход топлива растёт. Да и при заносе part-time ведёт себя непредсказуемо.
Есть и постоянный полный привод, который можно встретить на Toyota Land Cruiser, Mercedes-Benz GLS и других автомобилях. Такая система более стабильна и интуитивно понятна. Кроме того, существует так называемый интеллектуальный полный привод. Он установлен на большую часть городских кроссоверов и представлен электромагнитной муфтой, автоматически передающей крутящий момент на заднюю ось при проскальзывании колёс.
Полный привод обеспечивает максимально комфортный старт со светофора и с лёгкостью поднимается в гору на гололёде. Кроме того, полноприводный автомобиль эффективно разгоняется на заснеженной трассе и обгоняет попутчиков. Да и по нечищеному двору такой автомобиль проедет с лёгкостью.
Но у водителя может возникнуть проблема с торможением, ведь при резком разгоне на скользкой дороге ему придётся тормозить или входить в поворот. В этой ситуации легко уйти в занос, покинув привычную траекторию движения. Конкретных рекомендаций о том, что делать при заносе на полноприводном автомобиле, у экспертов нет. Поэтому за его рулём стоит быть максимально аккуратным.
В заключение отметим, что цепляться за тип привода при зимней эксплуатации – совсем не главное. Ведь безопасность на дороге зависит не от технического устройства автомобиля, а от водителя. Поэтому старайтесь не терять бдительность во время движения, особенно в условиях зимней гололедицы.