Что можно сделать за 60 секунд? Примерно 550 метров пробежит олимпийский спринтер, 11 раз соберет кубик Рубика действующий чемпион, а хороший бариста успеет приготовить для вас два эспрессо. А еще за одну минуту можно собрать одну Lada, один Ford F-150 и почти две Tesla Model Y. Добро пожаловать в мир, где сборка автомобилей происходит с невероятной скоростью. В этой статье мы расскажем о самых быстрых и технологичных автопроизводствах в мире, а также попробуем выяснить, почему на сборку одной Toyota все еще уходит не менее 11-ти часов.
Роботы против времени. Пока роботы выигрывают.
Ключевым фактором стала технологическая революция, в первую очередь роботизация. Например, сборочная линия Xiaomi SU7 состоит исключительно из роботов, а на производстве работает всего несколько человек, которые следят за работой завода.
Важную роль сыграли глобализация и стандартизация процессов. Самый яркий пример стандартизации — модульная архитектура, на основе которой могут собираться десятки моделей, принадлежащих разным классам и даже брендам. Внедрение универсальной масштабируемой архитектуры позволяет автопроизводителям экономить значительное время на разработку и запуск новых моделей. Производство становится быстрее и экономичнее, а также значительно упрощается внедрение новых инженерных решений для всех моделей, построенных на одной платформе.
Свои модульные архитектуры используют крупнейшие компании, среди которых Volkswagen, Toyota, альянс Renault-Nissan и, конечно, китайские концерны. Например, на платформе CMA от Geely собираются такие модели, как Tugella, Monjaro, Volvo XC40, электроседан Polestar 2 и несколько моделей Lynk & Co. На платформе от Chery T1X собирается линейка Tiggo, EXEED LX и TXL, а также Omoda C5
Третий фактор, предвещающий еще более значительный производственный скачок, — это внедрение искусственного интеллекта в производственный процесс. Уже сейчас специально обученные нейросети способны следить за качеством сборки, предсказывать возможные поломки на линии или задержки на определённых этапах производства, используя большие данные. ИИ может предиктивно предотвращать сбои в работе оборудования, работая круглосуточно, без выходных. Тем самым это позволяет использовать производственную линию максимально эффективно.
Совсем скоро нейросети будут принимать активное участие в проектировании автомобилей, что значительно ускорит этот этап, который сейчас может занимать 3-5 лет. Например, недавно ИИ за 2 недели спроектировал работающий жидкостный ракетный двигатель мощностью 20 000 л.с. Для сравнения, на подобную работу коллектив конструкторского бюро может потратить целый год.
Кто же лидер индустрии? Спойлер — это не Toyota.
Мы попытались выяснить, сколько времени уходит на сборку различных моделей автомобилей. Автопроизводители неохотно делятся этой информацией, но нам удалось найти некоторые данные. На сборку одной Tesla Model Y уходит около 38 секунд на заводе в Шанхае – это лучший результат на сегодняшний день. Ford F-150 собирается за 53 секунды. За 60 секунд выходит готовая Lada Vesta, причем длина сборочной линии составляет 900 метров. Может показаться, будто автомобиль движется по конвейеру со скоростью 15 метров в секунду, но это совсем не так.
Эти цифры означают частоту выпуска готовых автомобилей с производственной линии. Для сравнения, 100 лет назад один Ford T сходил с конвейера каждые 17 минут на старте производства и каждые 3 минуты на пике.
Если говорить про полное время сборки, то Tesla тратит около 11 часов на один автомобиль, Toyota — примерно в два раза больше, а Nissan требуется до 30 часов для сборки вашего любимого X-Trail. Забавно, но на полную сборку Ford T уходило 93 минуты, хотя автомобили тогда были значительно проще и содержали меньше деталей – около 3 000 против современных 30 000.
Как работает Chery Intelligent Connected Mega Factory
Chery Intelligent Connected Mega Factory производит автомобили для России, включая модели Chery, Exlantix и Jaecoo. Завод занимает площадь 830 000 квадратных метров, что эквивалентно площади двух Ватиканов.
На заводе работает почти 500 роботов и 163 автоматизированных транспортных средства, повышающих эффективность логистики на 20%. Сварочный цех площадью 50 000 квадратных метров почти полностью автоматизирован, процесс сварки корпуса автомобиля занимает около двух часов. Качество контролируют роботы, способные обнаруживать дефекты размером до 0,1 миллиметра.
Темная фабрика для светлого будущего
Кроме того, нас ждет значительный рывок связанный с внедрением искусственного интеллекта (ИИ). ИИ не только будет контролировать производственные процессы, но и предлагать новые, более эффективные методы производства автомобилей и их компонентов. Уровень автоматизации будет стремиться к 100%, что позволит практически полностью исключить человеческий фактор из производства, со всеми вытекающими последствиями. Возможно, не все этому будут рады…
В Китае уже работает завод, где производят смартфоны Xiaomi, полностью автоматизированный и работающий почти без участия человека. Такие производства называют «Dark Factory» или «темная фабрика». Это подразумевает, что на таких заводах не нужно освещение, так как роботы могут работать в полной темноте.
Полная автоматизация, стандартизация и повышение эффективности обязательно отразятся на стоимости автомобилей. В какую сторону пойдет цена – вниз или вверх – мы предлагаем вам обсудить в комментариях.