Малолитражки – вымирающий вид автомобилей. В России их полностью вытеснили более крупные аналоги, а в прогрессивном Китае их альтернативой стали дешёвые электромобили. Тем не менее на вторичном рынке этот тип автомобилей всё ещё популярен благодаря компактным габаритам, низкому расходу топлива и доступной цене. Мы собрали список из 10 лучших малолитражек, доступных в России.
Напомним, что обычно под малолитражками понимают автомобили с объёмом двигателя до 1,2 литра. Размер кузова такого ТС может быть любым, но чаще всего малолитражки – это небольшие автомобили.
В нашем списке некоторые авто выбиваются из стандарта ёмкости двигателя, тем не менее они считаются именно городскими малолитражками. Иногда к ним применяют даже слово «микролитражка». У какой из них окажется меньше всего проблем, а от покупки какой лучше отказаться?
1. Daewoo Matiz
Daewoo Matiz – самая популярная малолитражка на рынке России. При этом она обладает богатой историей. С неё мы и начнём знакомство с автомобилем. Это городской хэтчбек, разработанный силами корейского подразделения General Motors под названием Daewoo. Немногие знают, но дизайн «Матиза» изначально разрабатывался студией Italdesign для бренда Fiat. Но итальянский производитель отверг такой вариант экстерьера, и его вовремя выкупила Daewoo.
Корейский производитель внёс лишь одно изменение – пятидверную конструкцию. В основу Daewoo Matiz M100 легла платформа от японского кей-кара Suzuki Alto. А силовой агрегат «Матиз» перенял от своего предшественника Daewoo Tico. Он был представлен мотором объёмом 0,8 литра. Производство Daewoo Matiz M100 стартовало в 1997 году, и эта модель быстро завоевала популярность по всему миру. В 2000 году подоспел рестайлинг модели, получивший название M150. Для него стали доступны моторы на 1 и 1,2 литра. По всему земному шару в год покупали более 1 млн экземпляров «Матиза». Следующие поколения Matiz у нас уже продавались под другими названиями.
Теперь пройдёмся по техническим характеристикам Daewoo Matiz. Его габариты составляют 3495 х 1495 х 1485 мм при колёсной базе 2340 мм в обеих версиях (М100 и М150). Дорожный просвет Matiz составляет 150 мм. В движение популярную малолитражку приводят три опциональных мотора. «Младший» ДВС ёмкостью 0,8 литра с тремя цилиндрами «выдаёт» 52 л.с. В паре с ним работает либо механика, либо автомат. Мощность второго мотора ёмкостью 1 литр составляет 64 л.с., он агрегатируется с безальтернативной механикой. А ДВС на 1,2 литра в России не продавался.
Теперь давайте разберёмся с тем, какие проблемы есть у Daewoo Matiz. Первая проблема – безопасность. У «Матизов» очень низкая структурная прочность, а поэтому даже лёгкая авария может навредить здоровью водителя и пассажиров. К тому же и кузов от ДТП страдает очень сильно. Кузовные панели Daewoo Matiz легко поддаются коррозии и начинают гнить.
Другое слабое место – подвеска. У малолитражки быстро изнашиваются амортизаторы, рычаги и шаровые опоры. Часто подводят слабый генератор, подверженный коррозии глушитель и обогрев без реле выключения. Стоит следить за состоянием ремня ГРМ, ведь при его обрыве загибаются поршни, что ведёт к дорогостоящему ремонту. В целом, моторы Matiz конструктивно простые, и ломаться в них особо нечему.
2. Chery QQ Sweet
Раз уж мы упомянули Daewoo Matiz, то не могли обойти стороной его нелицензированного клона из Китая – Chery QQ Sweet. Он продавался в России до 2008 года и успел разойтись неплохим тиражом. Поскольку это клон «Матиза», нетрудно догадаться, что их характеристики схожи. Тем не менее эти автомобили несколько различаются. Размеры QQ Sweet составляют 3550 х 1495 х 1485 мм. Но его дорожный просвет всего 125 мм.
Под капотом стартовой версии Chery QQ Sweet расположился трёхцилиндровый мотор ёмкостью 0,8 литра и мощностью 52 л.с. Он сочетается как с механикой, так и с автоматом. И если этот мотор совпадает с Daewoo Matiz, то второй агрегат уже уникальный. Его ёмкость составляет 1,1 литра, а мощность – 67 л.с. В отличие от литрового мотора «Матиза», он может агрегатироваться с автоматом.
Что касается проблем QQ Sweet, то они начинаются с подбора запасных частей: по VIN-коду можно получить далеко не полную информацию об их артикулах. Искать приходится на различных форумах и в онлайн-каталогах. Что именно ломается у Chery QQ Sweet? Как в случае с «Матизом», из строя часто выходит генератор, актуальны проблемы с подвеской. Тут же стоит отметить, что автоматическая коробка QQ Sweet роботизированная. У неё бывают проблемы с датчиками положения, да и ресурс сцепления ограничен примерно 100 тысячами км. Также Chery QQ Sweet уязвим к коррозии. За кузовом необходимо следить, иначе дыр в обшивке не избежать.
3. Chevrolet Spark
И вот мы добрались… до ещё одного Daewoo Matiz. Речь идёт о третьем поколении «Матиза», которое продавалось в России под названием Chevrolet Spark. Впервые он был представлен в 2009 году, а его продажи стартовали в 2010. В этом же году началась сборка автомобиля на заводе UzAuto в Узбекистане. Там его собирали до 2015 года. Пятилетний срок производства позволил малолитражке стать популярной на рынке РФ.
Точные габариты Chevrolet Spark составили 3675 х 1597 х 1551 мм при колёсной базе 2375 мм. Таким образом, он оказался значительно больше оригинального Daewoo Matiz. Под капотом Spark устанавливался либо литровый мотор мощностью 68 л.с. в паре с МКП или автоматом, либо 1,2-литровый двигатель на 84 л.с. «Старший» мотор, в отличие от первого поколения Matiz, оснащался не только механикой, но и автоматом.
Несмотря на сильно переработанный дизайн, в основе Chevrolet Spark лежит старая платформа Matiz. Поэтому он всё ещё страдает от проблем с подвеской: быстро изнашиваются амортизаторы, рычаги подвески, передние тормоза и прочие узлы. Также часто водители жалуются на регулятор холостого хода. Ещё у Chevrolet Spark слабая антикоррозийная защита. Ржавчина часто появляется на дверях, порогах, крыльях и других деталях «Спарка». По этой же причине недолго живёт и глушитель.
4. Ravon R2
И вот мы перешли к следующему автомобилю, но на деле вновь наткнулись на Daewoo Matiz. Это всё ещё третье поколение данного хэтчбека, которое производили на заводе UzAuto с 2016 по 2020 год. Конечно, его дизайн был несколько изменён. Его размеры составляют 3640 х 1597 х 1522 мм. То есть он стал несколько короче и ниже, чем Chevrolet Spark. Под его капотом установлен 1,2-литровый двигатель мощностью 85 л.с. Он перекочевал в Ravon R2 не от Chevrolet Spark, а от Aveo. С ним сочетается безальтернативный 4-ступенчатый автомат, также от Aveo.
Интересно, что Ravon R2 считают более стойким к коррозии, чем тот же Chevrolet Spark. А вот проблемы с подвеской никуда не делись. На неважных российских дорогах у неё часто появляются неисправности: приходится производить замену стоек, шаровых опор, пыльников и так далее. Также может выйти из строя рулевая тяга. Часто теряется герметичность системы антифриза. Дверные ручки быстро изнашиваются.
В целом, среди всех «Матизов», Ravon R2 получился наиболее зрелым с точки зрения конструкции. Его платформу довели до ума, исправили некоторые недостатки, хотя всех проблем избежать не удалось. Другое преимущество R2 – небольшой возраст. Последние автомобили сошли с конвейера в 2020 году. Некоторые автолюбители полагают, что R2 может ездить без серьёзных поломок до 9 лет. Это значит, что сейчас на нём можно проездить без капитальных ремонтов практически до 2030 года.
5. Lada-1111 «Ока»
Lada-1111 «Ока» – это автомобиль с советскими корнями, который до сих пор часто встречается на российских дорогах. Его разработка началась в 1971 году и завершилась в 1988. «Оку» производили на трёх заводах: ВАЗ, ЗМА и СеАЗ до 2008 года. Общий тираж модели составил 700 тысяч машин. Первые малолитражки оснащались миниатюрным двигателем объёмом 0,65 литра мощностью 30 л.с. Позднее появился старший ДВС объёмом литр и мощностью 50 «коней». Но последнюю модификацию производили в течение двух лет. Поэтому чаще встречается версия с бензиновым мотором малой ёмкости. С обоими двигателями сочеталась безальтернативная механика.
Габариты «Оки» составляют 3200 х 1420 х 1400 мм при колёсной базе 2180 мм и клиренсе 150 мм. Таким образом, автомобиль заметно меньше Daewoo Matiz. Кроме того, у «Оки» не пятидверная, а трёхдверная компоновка. Несмотря на то что «Ока» разрабатывалась специально для российских дорог и климата, у автомобиля есть ряд проблем, которые необходимо учитывать при покупке.
Первая проблема «Оки» — гниющий кузов. Автомобиль очень чувствителен к коррозии. Особенно данная проблема актуальна для порогов. В целом, «Ока» — неприхотливый автомобиль. Но у него есть типичные проблемы, например, неисправность стартера, заклинивание коленчатого вала, износ подшипников, загрязнение карбюратора. При этом подвеска «Оки» достаточно выносливая. К тому же она хорошо «ходит» благодаря малому весу самой машины. Есть у «Оки» ещё одна значительная проблема – слабая пассивная безопасность, что было подтверждено краш-тестами. Это опасный для передвижения автомобиль.
6. Kia Picanto
Kia Picanto – одна из самых известных и популярных малолитражек на рынке России. Этот компактный автомобиль – любимчик многих девушек. Его первое поколение появилось в далёком 2004 году, а на данный момент в продаже находится третья генерация Picanto. Они отличаются неплохой безопасностью, сносным качеством и надёжностью. Изначально Picanto базировался на платформе Hyundai Getz (Hyundai-Kia TB). Второе поколение уже перебралось на более современную «тележку» Hyundai-Kia MX. Сейчас данная малолитражка – одна из немногих, сохранивших активное присутствие на мировом рынке.
Приведём краткие характеристики каждого из поколений. Размеры Kia Picanto I поколения составляют 3595 х 1595 х 1495 мм при колёсной базе 2400 мм. Он оснащался бензиновыми двигателями объёмом 1–1,1 литра мощностью 60–75 л.с. Второе поколение сохранило те же размеры. Но гамма двигателей расширилась, пополнившись мотором объёмом 1,3-литра на 85 л.с. Таким образом, Picanto несколько вышла за рамки малолитражек. Что касается третьего поколения, то его габариты полностью совпадают со вторым. Да и моторы остались теми же.
Интересно, что вне зависимости от поколения у Kia Picanto есть ряд «хронических болячек». Так, часто выходят из строя опоры двигателя и коробки передач, а из-за неисправности прошивки ЭБУ начинает давать сбой топливная система. При большом пробеге появляются течи масла. За подвеской Kia Picanto также стоит пристально следить: её узлы могут забиваться грязью и из-за этого быстро изнашиваться. Также подвеска Picanto может не выдержать плохого качества дорог. В итоге придётся менять стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Могут рваться пыльники ШРУСа и тросы сцепления.
7. Nissan Micra
Компактный хэтчбек Nissan Micra также распространён на дорогах России. Это автомобиль с богатой историей, появившийся в Японии ещё в 1982 году. «Ниссан» быстро стал успешным и расходился миллионными тиражами по всему миру. Тем не менее в РФ особую популярность получило именно III поколение этого автомобиля. И опять благодаря девушкам. Милый и округлый дизайн автомобиля пришёлся по вкусу нашим автолюбительницам.
Разработка третьего поколения Micra велась совместными усилиями инженеров Nissan и Renault. На конвейер автомобиль попал в 2002 году, а его производство было завершено только в 2010. Автомобиль комплектовался четырьмя опциональными двигателями объёмом от 1 до 1,6 литра мощностью 65-110 л.с. Очевидно, что он уже с трудом получает статус малолитражки. Тем не менее в России популярностью, в основном, пользовались моторы объёмом 1,2 литра. Точные размеры Micra были отнюдь не скромными и составляли 3725 х 1660 х 1540 мм при колёсной базе 2430 мм.
Наиболее распространённой проблемой Nissan Micra III поколения стал малый ресурс блока дроссельной заслонки. Он не подлежит ремонту, и при неисправности его придётся менять целиком. Также часто возникают течи сальников и неисправности датчика положения коленчатого вала. Нередко появляются проблемы с тросами переключения передач и цепью ГРМ. Стоит помнить и про мелочи. Так, рулевое колесо Nissan Micra очень быстро затирается, а дренажные каналы люка на крыше забиваются, что приводит к протечкам.
8. Peugeot 107
Малолитражный автомобиль Peugeot 107 – относительно популярный трёх- или пятидверный хэтчбек. Он был разработан совместными усилиями компаний PSA и Toyota, и конструктивно очень похож на Citroën C1 и Toyota Aygo. Поэтому проблемы Peugeot 107 актуальны и для этих моделей. И всё же именно малолитражка «Пежо» наиболее популярна в нашей стране. Остановимся на её технических характеристиках подробнее.
Размеры Peugeot 107 составляют 3435 х 1630 х 1470 мм при колёсной базе 2340 мм. Этот «малыш» значительно меньше, чем Chevrolet Spark или Kia Picanto. Более того, он уступает по габаритам даже Daewoo Matiz. Под капотом Peugeot 107 установлен либо литровый мотор Toyota мощностью 68 л.с., либо турбодизель PSA на 1,4 литра мощностью 54 л.с. У этого автомобиля хорошая пассивная безопасность и жёсткая структура кузова.
Что касается проблем, то у европейской малолитражки их также хватает. Прежде всего в сети ходит масса претензий к роботизированной КПП от Toyota. У неё часто выходят из строя актуатор и сцепление. Иногда эти элементы не протягивают и 20-30 тысяч км. Также уязвимым элементом является водяной насос. Его лучше менять каждые 60 тысяч км, а по возможности и чаще. Водители часто жалуются на резиновые уплотнители и дверные замки. Подвеска у автомобиля крепкая. Поругать можно разве что сайлентблоки и шаровые опоры: они «сдаются» при пробеге 100 тысяч км. Зато кузов автомобиля надёжно защищён от коррозии.
9. Opel Corsa
Opel Corsa – ещё одна европейская малолитражка. Правда, её разработка проводилась под чутким руководством американской General Motors, в которую входил Opel. Corsa – одна из немногих малолитражек, чьё производство до сих пор не остановлено. Более того, она является одним из самых популярных автомобилей Европы. В России наибольшее распространение получил хэтчбек Opel Corsa D.
Размеры Opel Corsa D составляют 3999 х 1737 х 1488 мм при колёсной базе 2511 мм. Под его капотом устанавливался широкий спектр моторов, начиная от литрового ДВС мощностью 60 л.с. и заканчивая 1,6-литровым двигателем на 192 л.с. Тем не менее в России Corsa получил наибольшее распространение с мотором на 1,2 литра мощностью 80 л.с. С ним в паре работает робот или механика. Для Corsa характерна высокая пассивная безопасность и отличный дизайн, привлекающий взгляды.
Как ни странно, традиционная проблема с лакокрасочным покрытием у Opel неактуальна для Corsa D. Его кузов обладает высокой устойчивостью к ржавчине. У всех моторов Corsa установлена цепь ГРМ, которую стоит менять каждые 200 тысяч км. Куда чаще выходят из строя термостат, датчик коленчатого или распределительного валов. У популярной в России роботизированной коробки есть проблемы с актуатором и блоком управления. Надёжность ходовой части спорная: после 150 тысяч км появляются первые неисправности. В основном, они касаются рулевой тяги.
10. Smart Fortwo
Особое место в нашем рейтинге занимает дитя Mercedes-Benz, самый маленький городской автомобиль не только с двумя дверями, но и двумя сиденьями. Он появился в 1997 году и произвёл настоящую революцию в сфере городского транспорта. Его второе поколение появилось в 2006 году, а в 2014 году его сменила третья генерация. В странах Европы этот автомобиль быстро стал культовым, да и в городах России его можно встретить, особенно его полюбили сервисы каршеринга.
Всего в мире было продано более 2 миллионов «Смартов». Сейчас на российских маркетплейсах, в основном, встречаются автомобили именно третьего поколения. На них устанавливается либо литровый мотор на 71 л.с., либо ёмкостью 0,9 литра мощностью 90 л.с. В паре с моторами работает робот или механическая трансмиссия. Отметим, что габариты Smart Fortwo третьего поколения составляют 2695 х 1663 х 1555 при колёсной базе 1873 мм. Таким образом, он на целых 50 см короче «Оки».
Среди проблем Smart Fortwo выделяют повышенный расход масла и износ поршневых колец двигателя. Также стоит следить за помпой и турбиной. После 100 тысяч км может произойти износ цепи ГРМ. Не стоит забывать и о роботе и его типичных «болячках» в виде выхода из строя сцепления и актуатора. Нередко проблемы может вызвать и генератор. Из мелочей из строя выходят различные датчики и часто перегорают лампочки.
Таким образом, мы изучили проблемы, возникающие у разных малолитражных автомобилей, доступных на рынке России. Можно заметить, что без проблем не обходится ни один из автомобилей, представленных в данном списке. Конечно, они разнятся в зависимости от возраста, страны происхождения и цены автомобиля. Тем не менее вывод остаётся вполне ясным: идеального автомобиля без проблем в природе не существует, а долго и без неисправностей владельцу будет служить та машина, за которой следят и которую регулярно обслуживают.
Что касается выбора малолитражки, то стоит обратить внимание на год выпуска: чем моложе автомобиль, тем лучше. Также важно смотреть и на страну производства. «Старый Китай» в лице Chery QQ Sweet лучше не покупать. А вот Ravon R2, Smart Fortwo III поколения или Kia Picanto можно рассмотреть к приобретению. Среди них каждый автолюбитель выберет подходящий автомобиль по вкусу и цене.