Автомобильный бренд FAW в начале десятых был известен в России по доступным седанам, затем – по кроссоверам массового сегмента. А теперь марку знают, в основном, по линейке Bestune. Но на самом деле FAW – это больше чем автомобильный бренд. Это одна из крупнейших государственных компаний Китая, которая бы не появилась на свет без участия России. А теперь подробности.
Первый автомобильный завод Китая
Большинство считает, что все китайские марки молодые. Например, первые автомобили Geely увидели свет в 1997 году, 26 лет назад. По сравнению с мировыми производителями это не такой уж и большой срок. Но компания FAW в этом году отметила свой 70-й юбилей. Она ведёт деятельность с 1953 года, и за семь десятилетий получила статус одного из крупнейших автомобильных производителей Поднебесной.
Название FAW расшифровывается как First Automotive Works («Первый автомобильный завод»). Конечно, автомобили в Китае выпускались и до FAW, но речь шла о мелком и кустарном производстве. В пятидесятые руководство КНР инициировало формальное открытие первого автомобильного завода, которым и оказался FAW. С тех пор компания гордо носит это имя, не забывая о своём наследии.
Первым автомобилем FAW стала копия советского ЗИС-150. В конце 50-х годов FAW выпустил пассажирские автомобили Dongfeng CA71 и Hongqi CA72. Да, эти названия могут показаться очень знакомыми российским автолюбителям, ведь на нашем рынке сейчас представлены одноимённые бренды. Поясним, что Hongqi изначально позиционировалась в качестве автомобиля для партийного аппарата и со временем стала независимым брендом, входящим в состав компании FAW. А название Dongfeng (Восточный ветер) в будущем будет использовано компанией, не связанной с FAW напрямую.
Получается, без участия Советского Союза и, соответственно, России мы бы не ездили на автомобилях линейки Bestune сегодня. Впрочем, FAW также тяготел к немецким, японским и американским автомобильным компаниям. А укрепилось это направление после распада СССР. И влияние брендов перечисленных стран также немаловажно.
Дружба FAW c зарубежными компаниями
FAW вдохновлялась не только советскими, но и другими автомобилями. Так, первые Hongqi были построены на базе Chrysler Imperial, а другие пассажирские автомобили брали за основу некоторые узлы Mercedes-Benz и Simca. Серьёзное сотрудничество с зарубежными компаниями началось в конце 80-х–начале 90-х. К тому времени у FAW дела шли не лучшим образом: компания даже забросила производство автомобилей Hongqi.
В 1988 году FAW заключила взаимовыгодное сотрудничество с Volkswagen по производству автомобилей бренда Audi. Компания также возродила производство Hongqi, поставив их на платформу Audi и сделав доступными для простых смертных. Продажи пошли вверх, а FAW стала искать новых партнёров. В 2002 году было основано совместное предприятие с Toyota, а в 2006 – с Mazda. Вместе с последней также была основана марка Haima. Лишние деньги FAW направляла на развитие собственного бренда под названием Besturn, он также появился на свет в 2006 году.
От Besturn к Bestune
При упоминании бренда Besturn российские автолюбители должны были опять услышать знакомое слово. Ведь под таким названием ещё недавно продавались кроссоверы FAW Besturn X40 и FAW Besturn X80. Всё верно, в Китае Besturn сразу стал отдельным брендом, а на зарубежных рынках он является линейкой автомобилей бренда FAW.
Первым автомобилем Besturn стал седан B70, технически идентичный Mazda 6. В целом, большая часть автомобилей бренда была построена именно на основе технологий Mazda. Да и ряд автомобилей Hongqi взял платформу японского бренда на вооружение. При этом со временем отношения между FAW и Mazda охладились, и японский автопроизводитель стал плотнее сотрудничать с Changan. А Besturn в 2018 году был переименован в Bestune.
Современные автомобили Bestune используют собственную платформу FMA, а также ряд технологий Volkswagen, с которым FAW до сих пор очень дружит: в Китае в 2019 году они основали бренд Jetta. В России марка Bestune представлена под узнаваемым брендом FAW. Рассмотрим его модельную линейку для нашего рынка подробнее.
FAW в России – Bestune и Lada
В России бренд FAW представлен четырьмя моделями: кроссоверами Bestune T55, T77 и T99, а также лифтбеком B70. Младшая модель, SUV Т55, выделяется оригинальным экстерьером со «стекающей» передней оптикой. По размерам T55 несколько больше кроссовера OMODA C5. Его точные габариты составляют 4437 х 1850 х 1625 мм при колёсной базе 2650 мм. В движение его приводит 1,5-литровый турбомотор мощностью 169 л.с. В паре с ним работает 7-ступенчатый робот. На дороге Bestune T55 чувствует себя уверенно благодаря эргономичной подвеске и хорошим настройкам рулевого управления.
Второй кроссовер в линейке – Bestune T77. Это более крупный SUV, по размерам превосходящий Tiggo 7 Pro Max. Его точные габариты составляют 4525 х 1845 х 1615 мм при колёсной базе 2700 мм. В движение его приводит 1,5-литровый турбомотор на 160 л.с. В паре с ним работает механическая коробка передач на 6 скоростей или 7-ступенчатый робот с двойным сцеплением мокрого типа. Отметим, что на платформе FAW Bestune T77 отечественная компания Lada решила построить свой новый кроссовер X-Cross 5.
Старший представитель сегмента кроссоверов бренда FAW – крупный Bestune T99. Он привлекает внимание свежим экстерьером и крупными габаритами, по которым опережает Chery Tiggo 8 Pro. Точные размеры Т99 – 4800 х 1915 х 1685 мм при колёсной базе 2870 мм. В движение его приводит бензиновый двигатель ёмкостью 2 литра, который генерирует 218 л.с. С ним в паре работает традиционный гидротрансформатор на 6 ступеней. Привод только передний.
Единственный лифтбек в модельной линейке FAW – это яркий и динамичный Bestune B70. А ещё это олицетворение наследия марки, ведь именно под таким индексом вышла первая модель бренда Bestune в Китае. Современный B70 — это крупный и комфортный автомобиль с точными габаритами 4810 х 1840 х 1455 мм и колёсной базой 2800 мм. В движение его приводят два опциональных мотора. Первый – 1,5-литровый – генерирует 160 л.с. Второй двигатель – 2-литровый – 217 л.с. С ними в паре работают 7-ступенчатый робот и 6-диапазонный гидротрансформатор.