Сфера электромобилей в России стремительно развивается, выходя на рекордные значения. Так, только за март 2023 года автолюбители приобрели 702 новых электрокара – больше, чем за весь 2020 год.
Доля «зелёных» электромобилей в России также увеличивается. В уже упомянутом марте 2023 года она составила 1%. Для сравнения: в 2022 году доля рынка за аналогичный период составила 0,3%. Рост популярности электромобилей вызван развитием инфраструктуры, появлением новых брендов и законодательной поддержкой. Давайте рассмотрим, как именно развивается сфера экологически чистого транспорта в России.
Как государство развивает сферу электромобилей
И начнём мы с самого главного фактора в развитии сферы электротранспорта, а именно с инициатив государства. Многие уже знают о принятой в 2021 году «Концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года». Она предусматривает выпуск 25 тысяч электромобилей и запуск 9,4 тысяч зарядных станций к 2025 году. А к 2030 10% всех автомобилей в России должны приводиться в движение электромотором. Их можно будет зарядить на 72 тысячах установленных зарядных станций. Общий бюджет концепции составил 591 млрд рублей.
Концепцией предусмотрено три главных этапа. Первый из них – запуск рынка, ведь сейчас он находится на ранних стадиях развития. Этот шаг подразумевает расширение инфраструктуры зарядных станций. Затем идёт этап наполнения рынка непосредственно электромобилями. А третий шаг – локализация производства, которая также набирает обороты сразу на нескольких предприятиях.
Также государство поддерживает и самих покупателей электромобилей. Так, на покупку «зелёного» ТС, произведённого в России, предусмотрена скидка в размере 25% при приобретении в кредит или лизинг. Владельцы электромобилей в 35 субъектах, включая Москву и Ленинградскую область, освобождены от уплаты транспортного налога. К тому же москвичи на электромобилях могут бесплатно пользоваться платными городскими парковками.
А с недавнего времени электрокары могут бесплатно передвигаться по платным федеральным трассам, а именно М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва – Санкт-Петербург», М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» и ЦКАД.
Таким образом, государством создаются благоприятные условия для роста рынка электромобилей. А как именно развивается сегмент «зелёного» транспорта? Давайте посмотрим на расширение зарядной инфраструктуры.
Как растёт зарядная инфраструктура
В 2022 году в рамках пилотного проекта по развитию зарядной инфраструктуры было установлено 439 быстрых зарядных станций в 12 регионах. Они называются «быстрыми», так как могут заряжать электромобили при помощи постоянного тока мощностью от 150 кВт, – именно на установку таких станций выделяются государственные субсидии. На данных «зарядках» автомобиль может зарядиться за 20-30 минут. Также станция должна быть оснащена двумя коннекторами. Один из них – китайский разъём GB/T, а другой может быть европейским CCS2 или японским CHAdeMO.
Напомним, что данный проект был начат в 2022 году с целью увеличения количества зарядных станций для электромобилей в России. В 2023 году к нему присоединились 28 регионов, а их общее количество достигло 40. К 2024 году количество быстрых зарядных станций должно вырасти до 3 тысяч.
Параллельно с государственным субсидированием многие частные компании начинают развивать свои зарядные сети. Также на территории России действует множество брендов зарядных станций, таких как Touch, NSP, Ива, Star Charge, Grasen Power и так далее. Они представлены как отечественными, так и зарубежными компаниями. Поэтому клиентам предоставлен широкий выбор. В результате роста инфраструктуры появляется больше людей, желающих приобрести электромобиль.
Рост продаж электромобилей
И вот мы вернулись к тому, с чего начали, – к росту спроса на электромобили, который наблюдается в последние несколько лет. Это вызвано как упомянутыми ранее помощью со стороны государства и развитием инфраструктуры, так и ростом разнообразия на рынке. Так, за последний год в России появились сразу несколько полностью электрических брендов автомобилей. Среди них отечественный Evolute, а также китайские Voyah и Skywell.
В скором времени на рынке России появятся официально «зелёные» бренды Dayun и Dongfeng Fukang. Также в России вскоре будут представлены электромобили марки BAIC. Их производство локализуют на заводе «Автотор» в Калининграде. Там же будет настроено и производство тяговых батарей для электромобилей, что повысит степень их локализации и скажется на цене. Нельзя обойти вниманием и Москвич. В 2023 году данный бренд планирует произвести более 10 тысяч электромобилей. А Lada собирается дать зелёный свет производству электрического Largus.
Также нельзя забывать про параллельный импорт. Благодаря ему российским автолюбителям стали доступны автомобили, официально не представленные на рынке. В основном это дорогие электрокары, предназначенные для людей с достатком выше среднего. Хотя параллельный импорт не может полностью покрыть потребности потенциальных покупателей, он разнообразит предложение и позволяет сформировать более «демократичные» цены.
В силу перечисленных факторов рынок электромобилей растёт и активно развивается. Ожидается, что в 2023 году в России будет продано более 18 тысяч «зелёных» автомобилей. А учитывая субсидирование, различные льготы, появление новых автомобильных брендов и увеличение количества зарядных станций, данный рост будет продолжаться.