Что делать, если автомобиль, который вы хотите купить, не проверяли в краш-тестах независимой европейской ассоциации Euro-NCAP? Как быть уверенным в его прочности и безопасности? Можно ли доверять результатам китайских тестов C-NCAP, или в Китае всё куплено, а 5 звёздочек – это пыль в глаза зарубежным клиентам? В статье вас ждет теория и практика, пристегните ремни.
Как появился C-NCAP
C-NCAP – это программа оценки безопасности новых автомобилей, созданная китайским Центром управления, тестирования и оценки автомобилей (CATARC).
C-NCAP учреждён в марте 2006 года. Тогда его презентовали как строгую систему оценивания безопасности транспортных средств и пешеходов. Целью данной программы стала систематизация информации о представленных на внутреннем рынке моделях, так как безопасность большей их части оставляла желать лучшего.
Здесь уже напрашивается промежуточный вывод – C-NCAP создавали не для того, чтобы пускать пыль в глаза мировой общественности. Его целью была проверка безопасности автомобилей, представленных на внутреннем рынке, а также способствование развитию технологий в этой сфере.
Впрочем, первый блин оказался комом. В ранней редакции стандарты безопасности C-NCAP были слишком занижены. Они не могли сравниться с европейским Euro-NCAP, и даже откровенно плохие автомобили получали высокие оценки безопасности в рамках краш-тестов.
Тем не менее уже тогда у C-NCAP было главное достоинство – независимая покупка автомобилей для испытаний в случайных дилерских центрах на средства ассоциации. Дилерские центры об испытаниях не предупреждались, поэтому не могли подготовить автомобиль к тестам, усилив его конструкцию. Хорошая база для проведения непредвзятых тестирований была заложена. Оставалось только поработать над строгостью стандартов.
Когда C-NCAP стал строже?
C-NCAP становился строже с каждым годом, ориентируясь на европейский Euro-NCAP. Правила проведения C-NCAP пересматривали в среднем раз в три года и постоянно ужесточали требования. Всего с 2006 года сменилось 6 версий данного тестирования. При этом раз в год C-NCAP проходит точечные доработки тех или иных пунктов.
Большой скачок был совершён в 2011 году, когда CATARC провёл углубленное исследование дорожно-транспортных происшествий в Китае. На основе полученных данных в Китайском центре автомобильной промышленности построили новую лабораторию для проведения краш-тестов, ориентируясь на последние мировые стандарты.
Самый строгий вариант C-NCAP появился в 2020 году. В испытания добавили новые условия проверки: блок безопасности теперь проверяет пакет активной безопасности ADAS тестируемых автомобилей, а проверку пассивной безопасности дополнили ударом по средней стойке автомобиля.
На данный момент C-NCAP отличается от Euro-NCAP только одной особенностью и только на бумаге. Европейская ассоциация выносит сегмент безопасности пассажиров-детей в отдельный блок оценки. А C-NCAP объединил безопасность пассажиров-детей и взрослых пассажиров.
Большая часть краш-тестов воспроизводит реальные дорожные ситуации. Например, столкновение с подвижным деформируемым барьером имитирует аварию двух автомобилей, движущихся по направлению друг к другу. Специалисты C-NCAP утверждают, что они уже ушли от «цитирования» других организаций NCAP, вырабатывают свои стандарты и пытаются вывести их на уровень мировой практики.
Теория теорией, а что с практикой?
Одной теорией сыт не будешь. Давайте сравним результаты краш-тестов C-NCAP с эталонными испытаниями Euro-NCAP.
Начнём с автомобилей мировых брендов. Для примера возьмём электромобиль Nissan Ariya. Недавно на китайском C-NCAP он получил за краш-тест 5 звёзд. В 2022 году его также испытал «великий и ужасный» Euro-NCAP. И Ariya получил в рамках теста всё те же пять звёзд. Разберемся в оценках подробнее.
Euro-NCAP оценил безопасность взрослых пассажиров на 86%, а пассажиров-детей – на 89%. Среднее арифметическое за пассивную безопасность – 87%. По результатам краш-теста китайского С-NCAP Ariya получил 89% в этом же блоке безопасности. Погрешность в 2% незначительна. За безопасность пешеходов в Европе Nissan получил 74%, а в Китае – 77,9%. Функции активной безопасности по стандарту Euro-NCAP составили 93%, а по китайскому C-NCAP – 84,4%.
Выходит, что в этом случае китайский краш-тест оказался даже строже в сегменте активной безопасности. Теперь давайте посмотрим на «китайцев».
Начнём с результата электромобиля BYD Seal. Он протестирован как китайской, так и европейской ассоциациями. Seal получил пять звёзд по версиям обеих. Ниже приведём результаты краш-теста в удобном для сравнения формате.
Результаты краш-теста BYD Seal по версии C-NCAP:
— Пассивная безопасность: 92,3%
— Безопасность пешеходов: 66,7%
— Активная безопасность: 92,9%
Результаты краш-теста BYD Seal по версии Euro-NCAP:
— Безопасность взрослых пассажиров: 89%
— Безопасность пассажиров-детей: 87%
— Безопасность пешеходов: 82%
— Активная безопасность: 76%
ещё много таких примеров. Да и в целом китайские автомобили хорошо справляются со стандартами европейского Euro-NCAP. Например, фастбэк-кроссовер OMODA C5 тоже удостоился пяти звёзд в результате европейского Euro-NCAP.
Не только C-NCAP
В Китае краш-тесты проводит не только ассоциация C-NCAP, принадлежащая CATARC. Собственные испытания проводит и Китайская ассоциация индекса безопасности страхования C-IASI. У неё не так много ресурсов, как у разобранного нами C-NCAP. Но C-IASI также комплексно подходит к проверке безопасности транспортных средств и проводит краш-тесты по мировым стандартам.
Есть у C-IASI и своя фишка — оценка ремонтопригодности автомобиля после столкновений. В её рамках ассоциация проверяет цены на детали, их доступность, а также простоту ремонта той или иной модели. Таким образом, даже в самом Китае наблюдается конкуренция между разными ассоциациями. А это, как мы хорошо знаем, двигатель прогресса.
CATARC – это не только краш-тесты
При этом Китай известен не только своими краш-тестами. Китайский Центр управления, тестирования и оценки автомобилей CATARC также проверяет автомобили в рамках C-ICAP. Здесь внимание направляют на работу интеллектуальных функций и интерфейса автомобиля, а также на возможности системы автономного вождения.
На этом сюрпризы CATARC не заканчиваются, ведь центр оценки проводит комплексную проверку экологических показателей тех или иных моделей в рамках системы C-GCAP.
Таким образом, в Китае создана система всесторонней оценки транспортных средств, на основе данных которой можно составить развёрнутое мнение о безопасности, интеллектуальности и экологичности того или иного автомобиля.