Блог EXPOCAR
Назад к списку
Что нужно знать о типах подвески при выборе автомобиля
Обслуживание

Что нужно знать о типах подвески при выборе автомобиля

3

Ходовая часть автомобиля и её конструкция нередко становятся краеугольным камнем при выборе ТС. Для кого-то важны простота и надёжность конструкции. Другие автолюбители ценят управляемость, а третьим важен комфорт. При этом каждый автовладелец заинтересован в том, чтобы узлы подвески выдерживали непростые условия российских дорог.

 

Для начала давайте разберёмся, что же такое подвеска и зачем она нужна. По сути подвеска представляет собой систему, которая связывает колёса и несущую конструкцию. Она гасит вибрации от дороги и обеспечивает неподвижность салона.  Необходимость в подвеске появилась сразу же после изобретения колеса, ведь передвигаться на каретах и повозках было крайне некомфортно. В начале XIX века в Европе запатентовали рессорную подвеску, которая стала массово применяться на повозках, а затем и на машинах. За два века устройство подвесок шагнуло далеко вперёд и появилось большое количество их типов.

Подвеска Макферсона

И начнём мы с одной из самых простых в исполнении и дешёвых подвесок – с подвески Макферсона. Как понятно из названия, её изобретателем был инженер Эрл Стил Макферсон, разработавший эту конструкцию в 1940-х годах. Американский инженер сделал устройство простым, состоящим из опорного рычага, амортизаторной стойки и стабилизатора поперечной устойчивости.

 

Массово «Макферсоны» стали применяться уже после смерти своего разработчика, в 80-х годах. В наши дни эта подвеска применяется на большей части доступных легковых автомобилей. Традиционно она устанавливается на переднюю ось. Преимущества подвески – низкая цена производства и небольшая масса. Благодаря малому весу «Макферсон» позволяет снизить общую массу автомобиля, уменьшая количество вибраций. Другие преимущества этого типа подвески – компактный размер и высокий ресурс основных узлов. Поэтому «Макферсон» хорошо показывает себя на дорогах плохого качества.

 

Но не обошли данный тип подвески и минусы. Среди них отметим возможную потерю устойчивости и управляемости на высокой скорости или при резком торможении. Также данная подвеска довольно вынослива, но не выдерживает условий жёсткого бездорожья. От частых ударов и пробоев могут разрушаться крепления стоек, и начинается процесс коррозии. Также отметим, что «Макферсон» довольно сложен в диагностировании неисправностей и ремонте. Поэтому при эксплуатации помните о пределах его технических возможностей.

Многорычажная подвеска

Независимая многорычажная подвеска встречается реже, чем «Макферсон». Дело в том, что она дороже и технически сложнее. Она состоит из подрамника, на который крепятся опора ступицы, рычаги и амортизаторы. Такая подвеска содержит три или пять рычагов, каждый из которых отвечает за отдельную часть поведения колеса: его перемещение и развал. Поэтому рычаги требовательны к выверенному расположению в системе и специфичной форме.

 

Многорычажная подвеска обладает рядом бесспорных преимуществ. Во-первых, колёса её оси не зависят друг от друга. В итоге автомобиль легче справляется с неровностями и кочками, заметно увеличивая уровень комфорта в салоне. Эта же особенность улучшает сцепление колёс с дорожным покрытием, повышает проходимость и управляемость. А мощные сайлентблоки повышают шумоизоляцию салона. Ещё один важный плюс – возможность установки полного привода.

 

Но есть у многорычажной подвески и минусы. Один из них – высокая стоимость обслуживания. Она зависит не только от высокой цены самих рычагов, но и от непростого процесса их замены. Такой тип подвески требует постоянного обслуживания и контроля состояния.

 

Тут же отметим, что часто с многорычажной подвеской путают её «младшую сестру» – двухрычажную подвеску. Её конструкция представлена двумя рычагами. Такое устройство позволяет колесу сохранять сцепление с дорогой и также поддерживает установку полного привода. Но всего два рычага снижают надёжность такой конструкции, в результате чего частота её обслуживания вырастает.

Полузависимая торсионная подвеска

А мы возвращаемся в доступный сегмент подвесок и переходим к торсионному типу. Впервые он появился в 1930-х годах и использовался на автомобилях Citroën. Со временем торсион распространился среди большей части автопроизводителей. Это вызвано низкой стоимостью изготовления, простотой обслуживания и надёжностью данной схемы. Сейчас наибольшее распространение получила полузависимая торсионная балка, которую устанавливают на заднюю ось переднеприводных автомобилей. Она представлена балкой U-образного сечения, в центре которой установлен упругий стержень.

 

Торсионная балка позволяет колёсам незначительно перемещаться независимо друг от друга при преодолении небольших неровностей, улучшая управляемость и устойчивость автомобиля. Другие преимущества – малый вес, высокая ремонтопригодность и выносливость. Но минусами выступают неважная управляемость и лишние вибрации, передаваемые на кузов автомобиля.

 

Отметим, что торсионная подвеска практически полностью вытеснила обычную зависимую подвеску, в которой оба колеса жёстко связаны между собой осью. Такая схема применена, например, на «Жигулях». Конечно, у зависимой подвески есть преимущество в виде равномерного сцепления и неприхотливости. Но у неё много минусов в виде огромных неподрессоренных масс, недостатка артикуляции подвески и низкого комфорта. Полузависимая торсионная балка практически по всем параметрам превосходит зависимую схему.

Пружины или пневмобаллоны?

Традиционно на подвесках всех автомобилей установлены пружины и амортизаторы. Но в 1955 году на машину была впервые установлена пневматическая подвеска, представленная пневмоупорами на каждом колесе, позволяющими динамически изменять жёсткость шасси, а также регулировать высоту кузова в ручном режиме. Сейчас такая система считается одной из наиболее современных. Её преимущества – плавность хода, отсутствие лишних шумов и регулирование клиренса. Минусы – низкая ремонтопригодность и дорогое обслуживание. Покупая автомобиль с пневмоподвеской, будьте готовы к тому, что ей придётся уделять внимание. Пружины и амортизаторы более неприхотливы, а их обслуживание куда дешевле.

 

Таким образом, идеальной подвески не существует, у каждого типа есть свои преимущества и недостатки. Поэтому их нужно выбирать с учётом личных потребностей и бюджета.

Автор статьи
Специалист по связям
с общественностью EXPOCAR

Читайте также

Загрузить еще
Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Хорошо