Автолюбители часто сталкиваются с тем, что гидроусилитель руля (ГУР) начинает издавать странный шум. Простыми словами, ГУР начинает гудеть. Зачастую гудит его конкретная деталь – насос гидроусилителя. Разбираемся, как диагностировать его неисправность и нужно ли вообще бить тревогу.
Что такое ГУР и зачем он нужен?
Но начнём мы с основ и проведём небольшой ликбез, ответив на вопрос, что такое ГУР. Это система управления автомобилем, позволяющая рулевому колесу легко вращаться. При этом водитель практически не чувствует сопротивления колёс на низкой скорости. На пассажирские автомобили он перекочевал с огромных и тяжёлых самосвалов, управлять которыми без него было просто невозможно. В качестве примера можно привести карьерный самосвал МАЗ-525.
Гидроусилитель руля — замкнутая система, в которой под высоким давлением циркулирует масляная жидкость. Обычно в это устройство интегрируется рулевая рейка. Другими основными элементами механизма ГУР выступают расширительный бачок, насос, распределитель усилия и шланги. Распределитель считывает сигнал поворота руля и распределяет поток жидкости в нужную часть гидроцилиндра. А за постоянное давление жидкости отвечает насос.
Думаем, что уже достаточно понятно, что гидроусилитель руля призван повысить комфорт во время движения. Он подавляет вибрации, уменьшает количество оборотов руля, увеличивает стабильность хода автомобиля на дороге и снижает нагрузку на водителя. ГУР – довольно дешёвая и простая конструкция, поэтому его можно встретить на многих автомобилях.
Почему ГУР воет?
Зачастую водитель автомобиля с гидроусилителем не знает никаких беспокойств ровно до того момента, как ГУР начинает издавать подозрительные шумы, напоминающие гул. Тут стоит отметить, что странный звук при повороте руля до упора – вполне обычное дело. Ведь в таком положении рулевого колеса насос гидроусилителя работает под максимальным давлением. Тем не менее многие жалуются на гул как в стандартном положении, так и при незначительных поворотах.
Чтобы этого не случилось, ГУР необходимо обслуживать и своевременно менять в нём гидравлическую жидкость. Это следует делать по регламенту, установленному производителем, либо при появлении необходимости. Яркий индикатор необходимости замены жидкости – пена на расширительном бачке. Стоит отметить, что её появление может быть вызвано и другой, более простой проблемой – попаданием воздуха в замкнутую систему. В таком случае гидроусилитель можно прокачать, выгнав остатки воздуха. А индикаторами для замены ГУР являются осветление или помутнение жидкости, а также запах гари.
Также нельзя исключать такие элементарные причины гула, как малый объём жидкости в системе или несоответствие жидкости требуемым условиям. Проверить уровень жидкости можно, взглянув на расширительный бачок. Обычно он располагается в правом верхнем углу подкапотного пространства, и на нём установлена мерная шкала. Если уровень не доходит до максимума – причина гула вполне ясна. Но прежде чем долить гидравлическую жидкость, нужно диагностировать систему и найти протечку. В нормальных условиях ГУР не будет терять жидкость, ведь он работает в замкнутом цикле. Что касается некачественной жидкости, она не только повышает шум работы ГУРа, но и создаёт внутреннее трение, ускоряя износ основных узлов этой системы. Это может привести к более серьёзным поломкам.
Ещё одна причина – пробуксовка ремня привода ГУР. Часто она вызвана тем, что ремень ослаблен и чрезмерно греется во время движения. Диагностировать данную проблему проще простого – достаточно проехать небольшое расстояние, а затем открыть капот и дотронуться до ремня. Если он будет горячим, значит проблема заключается в недостаточном натяжении. В таком случае следует подтянуть ремень согласно заводским требованиям. Для точной натяжки лучше обратиться в специализированный сервис.
Также не стоит исключать неисправности рулевой рейки. Индикатором этого также является характерный стук. Рулевая рейка – один из важнейших элементов системы ГУР, поэтому её поломка может быстро привести к неисправности всей системы гидроусилителя. Сюда же стоит отнести и неисправность распределительного клапана. Его также необходимо тщательно проверить, ведь он отвечает за распределение масла в системе.
Необходимо подчеркнуть, что среди причин поломки часто бывает и отслоение внутренней поверхности резиновых шлангов. Из-за этого снижается внутреннее поперечное сечение шланга, что влечёт за собой странные звуки. Зачатую они больше похожи не на гул, а на бульканье или шипение. Очевидно, что в таком случае трубки подлежат замене. Желательно вместе с ними провести и замену жидкости, так как в неё попадали частицы отслаивающихся трубок.
Ну, и последняя причина – высокий возраст ГУР. В таком случае звук вызван закономерным износом основных узлов. Есть два пути решения данной проблемы. Первый – полная замена ГУР, а второй – капитальный ремонт, за который берутся далеко не все станции технического обслуживания.
Профилактика гула ГУР
Вы можете снизить риск появления шума за счёт чёткого следования регламенту обслуживания, использования качественной жидкости и её своевременной замене. Обычно рекомендуемый срок замены составляет 40 – 60 тысяч км или 4-6 лет. Если уровень гидравлической жидкости снизился и необходимо долить её в систему, используйте точно такую же жидкость, какая заливалась до этого. При этом при явном старении жидкости доливать новую не имеет смысла – необходимо производить полную замену. Также не стоит забывать про необходимость замены смазки в соответствии со сроками производителя.
В целях профилактики износа можно использовать специальный защитно-восстановительный состав. И не стоит забывать о бережной эксплуатации. Не задерживайте колёса в крайнем положении надолго, а при остановке выравнивайте колёса в прямое положение. При появлении шума ГУР лучше не тянуть с ремонтом и сразу обратиться в специализированный сервис.