В силу санкционного давления выдача кредитов в 2022 году сократилась. Эта тенденция затрагивает не только автомобильные кредиты. Так, за 11 месяцев 2022 года банки одобрили 26% кредитных заявок частных клиентов. Мы видим, что количество одобренных заявок сократилось на 7%, то есть банки всё чаще избегают выдачи кредитов. Подобная ситуация прослеживается и в автобизнесе. Сегодня мы подробнее ознакомимся с тем, каким стал 2022 год для мира автокредитов.
Разбираем вводные данные
Начнём с не совсем полной, но достаточно репрезентативной статистики банка «Открытие». Согласно данным компании, спрос на автокредиты в 2022 году снизился на 15% в сравнении с 2021. При этом средний чек по кредиту увеличился на 9% и составил 1,2 миллиона рублей.
Мы видим тенденцию к сокращению общего количества автокредитов при одновременном росте их суммы. Статистика банка довольно оптимистична, но это скорее «счастливый» частный случай, ведь глобально рынок сократился заметно сильнее.
Давайте вернёмся к началу 2022 года, когда количество выданных кредитов обрушилось с 72,6 тысяч в феврале до 17,2 тысяч в марте – падение составило 77,4% в сравнении с показателем за аналогичный период предыдущего года. Причиной падения стало санкционное давление, которое повлекло за собой рост ставок. В этот момент и банки, и граждане слишком сильно боялись возможных рисков при взятии кредита.
При этом после настоящей «ямы» в марте количество выданных автокредитов стало постепенно увеличиваться. Так, в апреле было одобрено 19,3 тысячи кредитов, в мае – 30,6. А июнь, июль и август порадовали результатами в 40,4, 47,9 и 55,9 тысяч. Отчасти такая прибавка объясняется возобновлением программы льготного кредитования. Но осенью количество выданных автокредитов вновь сократилось и составило 52,7 тысячи в сентябре и 46,6 тысяч в октябре.
Интересно, что на автомобили с пробегом выдаётся больше кредитов, чем на новые ТС. Это закономерно, ведь продажи подержанных машин выше. Так, в декабре 2022, по данным агентства «Автостат», на новые автомобили пришлось 40% выданных кредитов, а на подержанные – 60%.
Можно заметить, что рынок автокредита пока далёк от стабильного роста, несмотря на низкую базу, заданную мартовским падением. В целом рынок автокредитования в 2022 году упал вдвое: сумма выданных кредитов составила 670 млрд рублей, в то время как в 2021 году за аналогичный период было выдано автокредитов на сумму более трлн рублей.
Как выглядит структура автокредитов
Согласно данным НБКИ, в 2022 году в структуре выданных автокредитов заметно увеличилась доля граждан моложе 30 лет. Это можно объяснить возобновлением программы льготного автокредитования с привлекательными условиями, которая была прервана в середине февраля из-за исчерпания выделенных на неё государственных средств. Зачастую именно группа граждан моложе 30 лет соответствует требованиям для получения кредита на льготных условиях. При этом и банки стали лояльнее к пользователям – среднее значение персонального кредитного рейтинга снизилось.
Об этой тенденции говорит и ТАСС: «В потенциальной ситуации, когда банк может выдать только определенное количество займов, он будет тщательнее выбирать тех, кому занять деньги. В приоритете закономерно окажутся максимально надежные и платежеспособные клиенты. И чтобы при необходимости войти в их число, важно иметь высокий рейтинг».
Таким образом, банк всегда заинтересован в том, чтобы выдавать кредиты людям с более высоким ПКР. А снижение этого рейтинга указывает на то, что либо у банка снизились требования, либо упал клиентский спрос. В этом году, судя по всему, на снижение среднего значения ПКР повлияли оба этих фактора.
Давайте освежим в памяти важную информацию о льготном автокредитовании. Основные программы – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В 2022 году стоимость автомобиля, подпадающего под льготный автокредит, увеличилась до 2 миллионов рублей. Скидка при этом выросла с 10% до 20%. В ряд автомобилей, доступных для получения льготы, вошли все легковые модели марок Lada, UAZ, GAZ, Haval Jolion, а также электромобили Evolute i-PRO и Evolute i-JOY. На последние две модели скидка увеличена и составляет 25%. Это объясняется тем, что Evolute производит электромобили. Минимальный первоначальный взнос по льготному автокредиту – 10%, а максимальный срок составляет 7 лет. Как мы отметили ранее, с возобновлением программы льготного автокредитования спрос на получение автокредита увеличился. Так, с января по октябрь 2022 года с его помощью было приобретено 34 тысячи автомобилей. Всего же за данный период было приобретено 413 тысяч автомобилей.
Вернёмся к структуре автокредитов. На долю молодых людей в возрасте менее 30 лет пришлось 14,7% всех кредитов, на 0,8% выше показателя 2021 года. Самой крупной так и осталась группа людей в возрасте от 30 до 40 лет с показателем 35,3% (+0,1%). Доля потребителей от 40 до 50 лет не изменилась и составила 28,4%. А на людей старше 50 лет пришлось 21,6% автокредитов, на 0,9% ниже 2021 года.